Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Возродим Атаган дацан!
Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний Восток
   В числе первых дацанов, возникших у селенгинских бурят, был Джидинский (Атаганский Дырестуйский дацан или Джидинский дацан 2-го Атаганского рода).
   По одним источникам годом основания считается 1749-й, по другим – 1770 год. Тибетское название дацана – Лхундуб Дэчинлинг. Дацан был построен на средства рода атаганов на левом берегу Джиды около священной горы Номто-уула. в 1788 году ширетуем дацана был Пунцог-Жамсо Тангадун, 88 лет, из атаганского рода. Гэбгуй-ламой был Лубсан-Гомбо Тахигун – 45 лет, кроме того, были еще 8 человек, их должности назывались унзад, нирба, тахильчи, дуганчи.


Источник: Джидинская правда, 5 апреля 2004 года
Автор: Р.Галсанов
Прислал: Булат Аюшеев

Возродим Атаган дацан!

В числе первых дацанов, возникших у селенгинских бурят, был Джидинский (Атаганский Дырестуйский дацан или Джидинский дацан 2-го Атаганского рода).

      По одним источникам годом основания считается 1749-й, по другим – 1770 год. Тибетское название дацана – Лхундуб Дэчинлинг. Дацан был построен на средства рода атаганов на левом берегу Джиды около священной горы Номто-уула. в 1788 году ширетуем дацана был Пунцог-Жамсо Тангадун, 88 лет, из атаганского рода. Гэбгуй-ламой был Лубсан-Гомбо Тахигун – 45 лет, кроме того, были еще 8 человек, их должности назывались унзад, нирба, тахильчи, дуганчи.

 

       В 1712 году в Забайкалье бежали из Монголии от военных беспорядков 100 монгольских и 50 тибетских лам. Их появление ускорило процесс распространения буддизма среди бурят.

       В 1741 году указом императрицы Елизаветы впервые был утвержден штат из 150 лам. Таким образом, царское правительство официально утвердило ламаизм в статусе государственной религии, началось строительство буддийских дацанов.

       В 1837-1851 годах ширетуем был Чагдуржап Вампилун. После его смерти обязанности ширетуя в 1851-1852 годах исполнял Намжил Гомбоев. В 1852 году ширетуем избран внук Чагдуржапа Вампилуна гэбгуй Чойжи-Жалцан Хандажабон.

       На 1851 год по отчету приходилось штатных лам – 237, прихожан родовых мужчин – 1061, женщин – 1301, казаков – 735 мужчин и 876 женщин. В 1853     году число сумэ составило 16. С 1858 по 1860 год ширетуем был Гомбоин, с 1860 по 1891 годы – Цырен-Доржи Цынгунов. С 1892 по 1902 год ширетуем был Самдан Намидунов, в 1902 году им стал Данзан Цыденов.

       Данные на 1893 год: штатных лам – 320, прихожан – 5113, число сумэ достигло 17. В дацане было развито книгопечатание, иконопись и культовое зодчество. В большой южной части проходили молебны, на северной половине обучали и лечили.

       В печатне издавали книги на тибетском и монгольском языках до 52 наименований. До горы Номто-уула (на север от дацана) стояли субурганы. Ламы проживали в домиках и юртах рядом с дацаном.

       В 20-е годы прошлого века партия большевиков начала кампанию, направленную против религии. В 1924 году во всех аймаках Бурят-Монгольской АССР были созданы комиссии по ламскому вопросу. С 1926 года все служители дацанов были лишены не только избирательных прав, но и права на землепользование. До конца 20-х годов борьба в основном была идеологической. С начала коллективизации усилились административные меры по отношению к дацанам и их служителям, нормальное функционирование дацанов стало невозможным.

          Особым поводом для гонения лам стали события лета 1930 года, когда недовольные коллективизацией крестьяне Дырестуйского улуса подняли восстание. Лам обвинили, что они были идеологическими руководителями восстания. По воспоминаниям старожилов, в начале 30-х годов лам и хувараков числилось почти 500 человек, большинство из них было репрессировано. Многих лам арестовали, и конный отряд красноармейцев погнал пеших арестованных по тракту в направлении Кяхты. Большинство лам сгинули безвестно. Немногие уцелевшие из их числа прошли тяжелый путь мытарств, работали на лесозаготовках в Красноярском крае. Здание дацана было превращено в машинно-тракторную станцию.

          В 1992 году дырестуйцы построили субурган у подножия Номто-уулы, в 1996 году был поставлен дуган на восточной стороне села. В 2002 году в Дырестуе побывал духовный глава буддистов России хамбо-лама Дамба Аюшеев. Увидев сохранившиеся стены и здание дацана, он пообещал помочь восстановить один из старейших дацанов Бурятии. В 2003 году он выделил 1000 тысяч рублей для первоначальных работ. 11 января 2004 года в возрождаемый Атаган дацан снова приехал хамбо-лама со многими священнослужителями и провел торжественный молебен в одной оборудованной комнате дацана.

          Хамбо-лама назначил ширетуем Атаган дацана – Баради ламу (Барадий Васильевич Чойнзонов).

          Сейчас дацан зарегистрирован как самостоятельная организация, в нем проводятся молебны и другие службы, ведутся работы по его восстановлению.

             Возрождаемый дацан обращается ко всем жителям района, организациям и учреждениям с просьбой помочь быстрейшему восстановлению дацана. Открыт специальный счет в Джидинском филиале АК "Байкал-банк" в Петропавловке.

                Счет № 40703810500030000024

 

     Р.Галсанов, учитель истории Дырестуйской средней школы.


   (Автор выражает сердечную благодарность сотруднику республиканского архива Галине Номогоновне Очировой за помощь в подготовке материала). 
                                
Разместил: Григорьев | Дата: 07.01.2007
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 5Всего голосов:2

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-07-25 21:51:52 - Река Лена оказалась длиннее, чем думали
2008-04-01 15:09:42 - Забайкальский говор (дополнение)
2007-12-10 08:47:25 - Улятуйская церковь
2007-06-20 17:38:45 - Виктор Семин, "Наша Сергеевка была маньчжурской Эсули?"
2007-05-27 16:30:23 - Сибирские города. Нерчинск. Книга 1699г.
2007-04-07 23:54:52 - Мои путешествия по Сибири
2007-03-23 18:29:13 - Не все коренные сибирские народы имеют китайские корни
2007-02-01 00:51:24 - Селенгинская «украйна» гетмана Многогрешного
2007-01-31 01:26:04 - Благотворительный марафон по сбору средств на восстановление Атаганского дацана
2007-01-27 12:22:16 - Забайкальский говор
2007-05-25 09:46:22 - Роспись Китайского государства и Монгольских земель, составленная И. Петлиным
2007-01-17 15:45:53 - Монголы и Казахи являются самостоятельными этнополитическими и историко-географи
2006-12-20 14:21:38 - Православие в Монголии на современном этапе
2006-12-04 22:49:07 - Россия и Монголия: на пути реформ
2006-12-04 22:32:31 - Российский фактор и становление новой демократической Монголии
2006-12-04 22:17:29 - К вопросу о восстановлении монгольской государственности в начале XX в.
2006-11-23 16:54:33 - История возникновения шести селенгенских родов
2006-11-23 16:50:46 - История народа эхирит-булагатского рода соогол
2006-11-23 16:27:16 - История образования подгородного рода
2006-07-27 01:03:14 - Влияние монгольского ига на Россию
2007-03-20 00:29:38 - В 2007 году христиане будут встречать Пасху в один день - 8 апреля
2007-03-06 23:22:00 - Конфликты между конфессиями - логичны или провоцируются?
2007-02-19 21:17:03 - История христианской церкви в Центральной Азии
2007-01-17 16:10:31 - Его Святейшество Далай-лама встретился с российскими журналистами
2007-01-13 21:56:38 - Шаманство эвенков
2006-09-14 08:29:06 - ФСБ расследует убийство Христа
2006-09-10 18:13:59 - Одигитрия из Забайкалья (об одной малоизвестной иконе из Читинской области)
2006-07-14 19:50:46 - Троица
2006-04-27 22:50:11 - Вечерняя молитва
2006-04-11 00:57:01 - Евангелие от Иуды. Предыстория манускрипта. Часть II.
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


1
Григорьев2007-01-07 01:06:05
Григорьев Очень хорошо, что дацан восстанавливается.
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию... /Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../

Фотогалерея
Знак Объединения казаков мест нетрадиционного проживания.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
02.05 - Сегодня праздников и памятных дат нет. Пора работать!
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.073 сек. и 21 запросов к базе данных за 0.052 сек.